www.veronika-kuvshinova.ru

«Сделай шаг,
и дорога появится сама собой...»

Стив Джобс

Сайт психоаналитика

Вероники Кувшиновой

Статья 5 | Детская травма |

Детская травма


Сильная детская травма приводит к тому, что Я распадается на несколько частей. Автор выделяет три основные - Раненое Я, Критикующее Я и Наблюдающее/Сострадающее Я (последнее - не знаю, насколько точно подобрала аналогии к Observing, Compassionate Self). Путем такого расщепления психика пытается справиться с пережитым травмирующим опытом.


Раненое Я содержит в себе всю боль, стыд и отчаянье, а также верования насчет себя ("я никчемный", "я не заслуживаю любви"), которые возникли в результате травмы. Как правило, это Я - того возраста, в котором случилась травма. Как правило, это Я живет в глубоком подполье и на поверхность выходит редко. Не смотря на то, что эта часть обитает в подполье и не всегда даже осознаваема, она оказывает огромное влияние на нашу жизнь и поступки. Эта реактивный, очень запуганный ребенок, который живет в состоянии отчаянья, и который изголодался по любви и теплу, а также носит в себе непосильную и невыносимую ношу "знаний" о том, какой он плохой, мерзкий, отвратительный, грязный и во всем виноватый сам. Насколько жизненно необходима ему любовь, настолько же глубоко он уверен, что у него нет никакой надежды ее получить.

Критикующее Я выполняет функции контроля и защиты. С одной стороны, оно стремится контролировать мир и окружающих, чтобы травма больше не повторилась. С другой стороны, оно контролирует самого человека, а особенно его Раненое Я, которое может в любой момент вырваться наружу. Критикующее Я воспринимает Раненое Я как большую проблему, как капризного, надоедливого, отнимающего время ребенка. Который, ко всему прочему, и виноват в "том, что с нами случилось тогда". Часто воспоминания и самоосознание травмы вытеснено полностью.

Критикующее Я - это то Я, которое травмированный человек знает лучше всего, потому что остальные отщепленные состояния (Раненое и Наблюдающее) пребывают в неосознанном или полусознательном состоянии. Попытки Критикующего Я решить проблему путем изгнания или попыток уничтожения Раненого Я - какими бы мужественными они бы не были - приводят к плачевным результатам, от которых становится еще хуже.

В этом плане очень показательны интернетные дискуссии о насилии - от изнасилования до насилия в отношении детей. Вся группа товарищей "ой подумаешь фигня какая!", "жертвы сами виноваты!" и тому подобное - они как раз из тех, кому помощь нужна больше всего.

Наблюдающее Я - это мудрая, любящая часть нас, которая может видеть все отщепленные состояния Я, учитывать их интересы, а, самое главное - проявлять в отношении Раненого Я так необходимую ему поддержку. Именно потому, что это Я способно видеть Раненое Я и вообще всю посттравматическую обстановку в психике, оно и вытеснено в полубессознательное или бессознательное состояние. Раненое Я часто содержит в себе столько стыда и боли, что встретиться с ними, особенно, в одиночку - задача непосильная.

Привет всем, кто в одиночку или по книжкам пытается себя вылечить - свои внутренние защиты вы не пройдете. Потому что психика не дура, ей помирать совершенно не хочется.

Основные характеристики этих трех состояний Я:

  • Раненое: запуганное, переполненное стыдом и отчаяньем, реактивное,
  • Критикующее: критикующее, жестокое, отвергающее, контролирующее,
  • Наблюдающее: уважающее, мягкое, внимательное, мудрое.

Интеграция этих трех состояний - присоединение отщепленных частей - возможно, когда Наблюдающее Я занимает свою позицию "над" остальными состояниями, Раненое Я имеет возможность освободиться от стыда и страха, а Критикующее Я отпускает свой контроль. Последнее - дело тяжкое, близкое к невозможности. Хотя, вообще-то, все задачи, необходимые для интеграции, не из простых.

Первый шаг - это осознание своих частей, второй шаг - это присвоение их себе, третий - это интеграция.

Кроме того, это процесс не линейный, а цикличный - идущий витками вверх.

Первый шаг - это обретение осознанности и понимания своих отщепленных частей. Как правило, травмированный человек живет по большей части в своем Критикующем Я. Это постоянное запинывание себя и других, самообвинения, самоунижение и соответствующее отношение к остальным. Ребенок не понимает всех обстоятельств, по которым и при которых случилось травмирующее событие, поэтому обвиняет во всем в первую очередь себя. Не смотря на то, что жить в таком состоянии очень тяжело, отказаться от самообвинений и ослабить контроль - одна из самых сложных частей процесса.

Выманить наружу Раненое Я тоже непросто. Она что-то вроде Ньют из Чужих - живет по подвалам, в постоянном страхе, не выходит на поверхность. В процессе терапии, оно может ненадолго появляться и тут же исчезать. Эта часть нас давно потеряла надежду. Но она по-прежнему отчаянно хочет любви и приятия. В обстановке доверия и безопасности она может решиться выбраться и немного пообщаться. Это еще один важный момент в очной психотерапии. Не только разговоры сами по себе, но и безопасное, доверительное психологическое пространство оказывает сильный исцеляющий эффект. Часто - сильнее всяких разговоров.

Тут я бы добавила, что друзья и близкие, какими бы хорошими и поддерживающими они ни были, вряд ли способны справиться с этой задачей. Хотя бы потому, что они обычные люди, со своими собственными тараканами.

Наблюдающее Я - это нечто, что надо или развить или вывести из коматозного состояния. Это умение наблюдать за собой, осознавать происходящее внутри. Очень часто травмированных людей отличает нечувствительность к своим эмоциям и состояниям своего тела.

Требуется научиться не только осознавать разные части своего Я, но и наблюдать за их взаимоотношениями.

Второй шаг - это присвоение себе отщепленных частей.

Мое Раненое Я - это Я. Да, то ужасное событие действительно со мной случилось.

Это выводит на поверхность всю боль, весь ужас и стыд, которые носит в себе Раненое Я. Этого может оказаться столько, что кажется - оно все нас убьет.

Как только Раненое Я выходит из тени на сцену, Критикующее Я может броситься спасать ситуацию: запинать, застыдить Раненое Я обратно в подвал и напасть на Наблюдающее Я. Эта борьба - часть процесса исцеления.

Присвоение себе Наблюдающего Я - это вступить в его роль. По ощущениям это может напоминать работу в спортзале над теми мышцами, которые никогда раньше толком не использовались. Задача Наблюдающего Я, не только в том, чтобы видеть происходящее, но и проявлять к себе достаточно сострадания, терпения и понимания, что вызывает в Критикующем Я протест. Оно воспринимает заботу о себе как слабость или как эгоизм. Особенно, когда дело доходит до осознания, насколько сильно и жизненно необходима нам любовь, сострадание и помощь.

Поскольку Раненое Я уже давно потеряло надежу в то, что нас можно любить и принимать, оно с большим недоверием отнесется к попыткам дать ему любовь и понимание. Для него это будет восприниматься как западня или насмешка, что может вызвать его желание снова спрятаться.

Задача наблюдающего Я также состоит в том, чтобы дать Раненому Я достаточно поддержки.

Присвоение себе Контролирующего Я начинается с понимания, зачем оно нам так нужно и почему мы считаем, что заслуживаем такого жестокого обращения с собой. Зачем нам нужны самообвинения и самоистязание. Они на самом деле существуют для того, чтобы оградить нас от повторения той боли, которая была в прошлом.


Тут автор статьи очень напирает на веру в Бога, так что по остальным методам ничего существенного.

Признать, что Критикующее Я - это тоже я, это еще и признать, где мы плохо обращались с другими людьми, а не только с собой.

Мне лично было непросто присвоить себе это Я. Я его воспринимала как нечто, что во мне живет, но мной не является. Признать, что я не такая милая, добрая, безобидная лапочка, которой я себя считала - тоже момент не из приятных.

Третий шаг цикличного процесса интеграции - это объединение расщепленных частей в одно целое. Для этого требуется, Наблюдающее Я "взяло на ручки" Раненое Я, а Раненое Я стало получать любовь от других, от нас самих и от Бога. Вместе с тем, Критикующее Я должно отпустить попытки контролировать себя и окружающих.

Когда Наблюдающее Я берет Раненое на ручки, у Раненого Я может начаться процесс горевания над тем, что случилось когда-то. Мы будем чувствовать ту боль, которую мы от себя оттолкнули в бессознательное. Мы будем чувствовать потерю, и это может сопровождаться яростью, стыдом, отчаяньем и страхом. Мы также почувствуем любовь, к которой так отчаянно стремились.

Пишет (я не психолог)(transurfer)


Психоаналитическая психотерапия

Сделай шаг!

Вероника Сергеевна Кувшинова
Психолог - Психоаналитик
Семейный Психотерапевт

г. Екатеринбург
тел. 8-908-63-41-746
ararat991@yandex.ru
Скайп(Skype) - veronika9845
ararat991@yandex.ru